Стиль эклектика в интерьере 2024 года

История эклектичного дизайна

Археологи обнаружили первые попытки соединения разных культур в древних жилищах, относящихся к античному периоду истории. Стиль эклектика в интерьере древних комнат сочетал в себе эллинскую посуду и настенную роспись с ближневосточными вариантами оформления жилищ. Изначально эклектика не являлась дизайнерским стилем, а была лишь методом гармоничного сочетания разнохарактерного декора в скудном интерьере античного дома. Когда же искусство оформления комнат достигло возраста своей осознанности, древние дизайнерские методики превратились в стилистические направления с  базовыми концепциями и четкими интерьерными правилами. В XIX веке стиль эклектика занял достойное место наряду с классикой, барокко и ренессансом. До сих пор умение любого дизайнерского стиля заимствовать чужие элементы в рамках своей концепции специалисты обозначают словом «эклектичность».

Методология стилистического смешивания в эклектике

Эклектичность разных стилей позволяет им перенимать друг у друга отдельные элементы, но при этом базовый интерьерный дизайн не допускает проявления в своем пространстве концептуальных законов чужого стиля. За многовековую историю эклектика разработала методики, позволяющие смешивать в одном интерьере сразу две (реже — три) стилистические концепции. К 2024 году эклектика выработала следующую методологию соединения стилей в дизайне интерьера:

  • Стилистические концепции должны обладать общими точками соприкосновения. С помощью схожих правил оформления выбранных стилей мастер уберегает интерьер от визуального диссонанса. Далекие друг от друга дизайнерские направления сложно сочетаемы и изобилуют несовместимыми деталями. К примеру, бюст Наполеона и цветочные корзинки из дизайна стиля прованс резко диссонируют в стилистической обстановке хай-тек. Оставив лишь совместимые с хай-тек интерьерные элементы, вместо эклектики оформитель получит обычный гибридный стиль. Поэтому дизайнеры пытаются связать концептуально разные элементы интерьера общей тематикой, архитектурной симметрией, повторяемостью форм, единым цветом и т.д.       
  • Интерьерный фон рекомендовано выполнять в нейтральных тонах. Цветовую гамму из разных стилей лучше комбинировать на нейтральном общем фоне.
  • Маскирующая контрастность. Скрыть мелкий диссонанс от объединенного декора часто помогает контрастность окружающих его текстур и тонов. Однако иногда получается обратный эффект. 
  • Добавление переходных звеньев. Соединяемые дизайнерские решения из разных концепций обладают в интерьере комнаты общей зоной (участком) оформления. Объединить в одном месте несочетаемые интерьерные детали можно путем привнесения в гибридную дизайнерскую композицию элементов еще одного стиля, совместимого с обеими концепциями. В результате, индустриальные стены из лофта  и блестящие поверхности из арт-деко могут сосуществовать рядом с помощью переходных элементов прованса или неоклассики. Также в качестве связующих звеньев могут выступать различные дизайнерские аксессуары, цвета и текстуры. Подобные переходы значительно снижают визуальный диссонанс деталей из разнохарактерных концепций. При этом задача объединить вместе основы сразу трех дизайнерских направлений без большого числа переходных звеньев просто невозможна. Насыщенность эклектики разнообразным декором напрямую связана с необходимостью связывать друг с другом несовместимые элементы интерьера. 
  • Правило визуальной сочетаемости. Если объединение элементов разных концепций противоречит всем нормам и правилам, но при этом производит приятный визуальный эффект, то эклектика допускает его в оформлении интерьера.  

    Удачное совмещение обязано пройти проверку временем и меняющимися условиями. Скомбинированный декор может быть очарователен при свете дня, но безобразен при освещении ночным светильником. Дизайнерское решение может казаться идеальным в момент оформления, но через день «обнуленное» восприятие созерцателя способно разглядеть в нем явную безвкусицу.

Эклектика считается одной из вершин дизайнерского искусства. Соединять основы разных стилей, не превратив при этом интерьер квартиры в диссонирующее нагромождение декора, может только настоящий мастер дизайна.

Современные тренды стилистического смешивания

К 2024 году самыми популярными трендами эклектики признаны сочетания совершенно противоположных стилей. Из новомодных веяний можно выделить следующие стилистические объединения:

  1. Индустриальный лофт с деревенско-цветочным провансом.
  2. Упрощенный кантри с технологическим хай-теком.
  3. Сдержанный викторианский стиль со светло-гламурным арт-деко.

Создание подобных комбинаций требуют от дизайнеров предельной концентрации, неимоверного терпения при подборе переходных звеньев и постоянного творческого напряжения. Малейшая ошибка мастера способна превратить дизайнерский шедевр в кричащее дурновкусие.

Интерьер гостиной в стиле эклектика

Главное предназначение гостиного зала — прием гостей и проведение праздничных мероприятий. Обстановка презентационного помещения обязана создавать благоприятное впечатление о дизайнерских предпочтениях хозяев дома. В интерьере гостиной, эклектика, наряду со многими своими достоинствами, имеет один немаловажный изъян: комбинация стилей, приятная для одного созерцателя, может оказаться неприемлемой для другого. Подобная эгоистичность стиля требует от дизайнера филигранности при оформлении эклектичного интерьера гостиного зала. Необходимо жертвовать понравившимися контрастами от смешения базовых концепций. Стилистические эксперименты в гостином зале должны носить предельно осторожный характер.

Мебель в гостиной

Расположенные в любом гостином зале диваны и кресла предполагают респектабельный вид и повышенную комфортность. Абстракционистские эксперименты и аскетичный минимализм лучше применять в других комнатах. Мебельные стенки и шкафы тоже обязаны «держать марку» гостиной, являющейся визитной карточкой дома. Эстетический регламент гостиного зала допускает наличие дивана-трансформера, но отвергает присутствие спальной кровати, гамака и раскладушки.

Освещение и тона

Функционал гостиного зала обязывает хорошо освещать все пространство помещения. Однако некоторые варианты интерьерной комбинации эклектики не приемлют интенсивной иллюминации. В этом случае дизайнер максимально возможно применяет естественное освещение гостиной. Из цветовой гаммы интерьера мастер исключает поглощающий световые лучи черный цвет и добавляет отражающие поверхности (зеркала, стекло, хрусталь, глянец). Потолки и стены отделываются в светлых тонах.

Интерьер спальни в стиле эклектика

Спальня более лояльно, чем гостиная, относится к смешению стилистических направлений. Однако при оформлении спальной комнаты необходимо учитывать следующие моменты:

  • Экспериментальные решения не должны мешать засыпанию. Вычурные формы и блеск текстур могут долго будоражить воображение созерцателя.
  • Нельзя сужать проходы от дверей к кровати. Поскольку мебельное нагромождение может затруднить доступ к спальному месту.
  • Запрещено загораживать мебелью и декором подходы к функциональным зонам. Места складирования одежды, гладильная доска и зеркало обязаны быть в свободном доступе.

Спальни в стиле эклектика предпочитают смешивать концепции, в которых присутствуют пастельные тона в базовом интерьерном фоне. Яркость цветовой гаммы снижают с помощью приглушенных оттенков используемых цветов.

Эклектика в интерьере кухни

Рабочая зона кухни неприкасаема для радикальных дизайнерских новаций. Эклектика не трогает плиту, мойку, столешницу и зону расположения бытовой техники. Зато остальное пространство полностью отдано для реализации эклектичного комбинирования. Сдерживающим творческую мысль обстоятельством является только ряд немногочисленных правил:

  • Обеденный стол ни одним своим концом не должен быть приближен к мойке. Запахи от мытья посуды могут испортить весь аппетит принимающим пищу домочадцам.
  • Люстра над обеденным столом обязана нависать на достаточной высоте. Иногда эклектические комбинации создают соблазн изменить стандартное позиционирование люстры ради удачного стилистического перехода.
  • Проходы между рабочей зоной и обеденным столом нельзя сужать. Если кухня в доме малогабаритная, то лучше перенести прием пищи в гостиную либо заменить громоздкий обеденный стол более компактным аналогом.

Прихожая

Первое, что бросается в глаза посетителям при попадании в чужой дом, — это обстановка прихожей. Гости задерживаются в этом функциональном помещении всего несколько минут и не успевают рассмотреть мелкие детали интерьера. Однако первое впечатление от дизайнерского оформления интерьера крайне важно для дальнейшего формирования мнения о вкусе хозяев дома. При снятии одежды и обуви посетители успевают сконцентрировать свой взгляд на стене у входа, вешалке (либо шкафе для одежды) и на полу. Именно в этих местах обычно устанавливают броский и блестящий декор (декоративную сову, африканские маски и т.д.).  Такой декор отвлекает внимание посетителей от загрязнений, которые неизбежно возникают на поверхностях прихожей.

Если у вас остались вопросы после прочтения статьи "Стиль эклектика в интерьере 2024 года", задайте их в комментарии, мы обязательно постараемся дополнить материал ответами на них.